ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
Направления
воспитательной
работы
Цель
Содержание воспитательной
работы
Формы
воспитательной
работы
В рамках внеклассной деятельности
Главным звеном воспитательной системы школы является воспитательная система класса.
В классных коллективах проводится ежедневная индивидуальная работа с обучающимися,
осуществляется тесная связь и преемственность школьного и семейного воспитания, организуется
жизнедеятельность детей, внеклассные мероприятия дополняют урочную деятельность, повышают ее
результативность.
Гражданско-
патриотическое
и нравственное
воспитание
Воспитание
нравственного
человека, способного к
принятию
ответственных
решений и к
проявлению
нравственного
поведения в любых
жизненных ситуациях.
Воспитание у детей с
ОВЗ способности
отстаивать интересы
своей семьи, своего
народа, своей страны.
Формирование
толерантности.
Воспитание, социально-
педагогическая
поддержка становления
и развития
нравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного,
компетентного
Гражданина России.
Диагностика уровня
воспитанности, определение
эффективных способов
коррекции необходимыми
методами и формами
воспитательного воздействия.
Изучение нравственного
климата в семье.
Привлечение возможностей
социума для формирования
культуры, обучающихся с целью
разностороннего развития
нравственного потенциала.
Формирование культуры
патриотического мышления и
поведения через осуществление
деятельности патриотической и
гражданской направленности.
Осознанное признание
традиций и культурно-
исторического наследия,
изучение истории страны,
народов России, своей семьи.
Знакомство с лучшими
образцами отечественной и
мировой культуры.
Осознание себя гражданином,
воспитание трудолюбия,
жизненного оптимизма.
Развитие чувства патриотизма
и гражданской солидарности.
Понимание и поддержание
нравственных устоев семьи:
любовь, взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о
младших, ответственность за
другого человека.
Проведение цикла
тематических классных
часов, бесед, дискуссий,
акций, участие в
кинопросмотрах, работа
над социальными
проектами, участие в
патриотических
молодежных слетах.
Проведение тренингов
социальной
направленности,
проведение встреч с
представителями
ветеранских
организаций и
Ассоциаций.
Волонтерское движение
в рамках
сотрудничества с
Центром социальной
реабилитации людей
пожилого возраста г.
Азова.
Правовое
воспитание
Формирование у
обучающихся с ОВЗ
интереса к правовым
Ознакомление обучающихся с
историей российского
государства и права, правами и
Дни правовых знаний
(20 ноября, 20 апреля),
тематические
знаниям, пропаганда
правовой культуры.
обязанностями гражданина РФ,
распространение опыта правого
просвещения, развитие умений
и навыков работы с правовым
материалом, приобретение
обучающимися социального
опыта решения практических
задач по защите своих прав,
участие в разноуровневых
мероприятиях правовой
направленности.
родительские собрания,
профилактические
беседы с отдельными
обучающимися и
родителями, участие в
акциях, проведение
тематических классных
часов, лекций, бесед с
приглашенными
специалистами.
Художественно-
эстетическое
воспитание
Развитие творческих
способностей у детей и
юношества, воспитание
художественного вкуса
у обучающихся,
повышение их
культурного уровня.
Целенаправленная
деятельность системы
дополнительного
образования по
воспитанию и развитию
гармоничной личности,
приобщение к духовно-
нравственным,
историческим и
культурным ценностям
своей страны.
Организация досуга
школьников, привлечение их к
участию в конкурсах и
фестивалях, пропаганда и
развитие вокально-хорового
искусства, жестового пения,
сценического мастерства,
выявление и поддержка
творчески одаренных
обучающихся.
Воспитание силы воли,
терпения при достижении
поставленных целей.
Творческое развитие личности
ребенка – его эстетического,
эмоционального познания
мира.
Совершенствование работы с
детьми в области
изобразительного и
декоративно- прикладного
искусства.
Выявление лучших творческих
коллективов и одаренных
детей.
Воспитание у детей творческой
инициативы, художественного
мышления и воображения.
Сохранение и приумножение
народных традиций.
Привлечение большего
количества детей и подростков
к творческой деятельности.
Конкурсы, игры,
викторины, концерты,
ярмарки, выставки,
презентации, работа
кружков, библиотеки,
просмотр кинофильмов,
спектаклей, проведение
дискотек, работа
театральной студии
«Маска», проведение
тематических
праздников и
мероприятий,
посвященных
знаменательным датам.
Конкурсы чтецов,
выставки творческих
работ обучающихся,
отчеты детских
творческих
коллективов.
Охрана жизни и
здоровья
Укрепление здоровья
обучающихся с ОВЗ,
повышение адаптивных
возможностей
организма,
формирование
здорового образа
жизни, гигиеническое
Изучение состояния
физического здоровья
обучающихся с ОВЗ,
диагностика спортивных
интересов обучающихся,
привлечение школьников к
занятиям физкультурой и
спортом с учетом возрастных
Участие в
соревнованиях,
турнирах, работа
спортивных секций.
Подвижные игры,
командные эстафеты,
проведение Дней
Здоровья. Участие в
воспитание,
профилактика
заболеваний,
профилактика
травматизма.
особенностей и возможностей
детей с ОВЗ, формирование
интереса к здоровому образу
жизни.
спортивных праздниках,
спартакиадах,
шахматных турнирах.
Беседы по пропаганде
здорового образа жизни,
по профилактике
травматизма,
проведение встреч с
врачами и
специалистами
различных медицинских
центров,
просветительская
работа школьной
медсестры.
Проведение
диспансеризации
обучающихся с
медицинским осмотром
узких специалистов.
Конкурсы рисунков,
выпуск стенгазет по
ЗОЖ.
Проведение
физкультминуток и
утренней физической
зарядки.
Трудовое
воспитание
Воспитание
самостоятельности и
ответственности
обучающихся,
воспитание
уважительного
отношения к труду.
Повышение самооценки и
самоуважения, формирование
опыта конструктивного
взаимодействия со взрослыми в
производственной
деятельности. Профориентация
через диагностику и
практический подход
Проведение экскурсий
на предприятия, работа
кружков на базе
столярной и слесарной
мастерских,
благоустройство
пришкольной
территории, ремонт
школьной мебели,
участие в субботниках.
Работа с
обучающимися
«группы риска»
Выявление
индивидуальных
особенностей развития
и социализации
обучающихся группы
риска, их интересов,
способностей и
вовлечение их в
полезно-общественную
деятельность.
Коррекция внутригрупповых
норм общения, формирование
навыков бесконфликтного
взаимодействия, отношений
принятия и сотрудничества,
тренировка волевых качеств,
развитие жизненных и
социальных навыков,
поддержка личностного и
профессионального
самоопределения,
профилактика
злоупотребления
психоактивными веществами,
формирование социально
ответственного поведения.
Психологическое
индивидуальное
консультирование, арт-
терапия, тренинги
жизненных навыков,
тренинг личностного
роста, беседы,
дискуссии, диспуты,
коллективные
творческие дела,
участие в трудовой и
спортивной
деятельности.
Ведение учёта
обучающихся «группы
риска», включая
одаренных детей.
Проведение бесед,
индивидуальных
собеседований
социальным педагогом,
педагогом-психологом,
взаимодействие с КДН и
ЗП, органами опеки г.
Азова.
Работа с
родителями
обучающихся
Осознание
обучающимися всех
возрастов значения
семьи в жизни каждого
человека
Создание благоприятной
атмосферы общения,
направленной на
бесконфликтное общение в
системе «Учитель-родитель»,
разностороннее просвещение
родителей, испытывающих
трудности при воспитании
ребенка с ОВЗ, по вопросам
педагогики и психологии.
Привлечение родителей к
активному участию в жизни
класса и школы. Организация и
проведение совместного досуга.
Тематические классные
часы, посвященные
истории семьи,
совместные праздники,
экскурсии с участием
родителей, спортивные
соревнования «Папа,
мама, я – спортивная
семья»,
индивидуальные
консультации по
вопросам воспитания
детей с ОВЗ.
Дни открытых дверей.
Родительские собрания.
Родительский лекторий
по запросу родителей.
Проведение
общешкольных
праздников
Обеспечение
общешкольной среды,
сохраняющей традиции
и в то же время
постоянно нацеленной
на развитие и
самосовершенствование
детей с ОВЗ.
Формирование у обучающихся
разных возрастных групп
бережного отношения к
традициям школы с
использованием новых
инновационных технологий.
Формирование у обучающихся
норм культуры общения,
чувства товарищества и
сохранение благоприятной
общешкольной атмосферы.
В школе традиционно
проходят праздники,
посвящённые Дню
матери и 8 марта, Дню
защитника Отечества,
Дню защиты детей, Дню
учителя, Новый год,
Масленица, последний
звонок, выпускной
вечер, праздники,
посвященные памятным
датам Великой
Отечественной войны и
др.
Важной частью системы
воспитательной работы
является формирование
и укрепление школьных
традиций.
В рамках внеурочной деятельности
Организация культурного досуга обучающихся школы, развития детей, их творческих способностей,
привлечения школьников к спорту, к ведению здорового образа жизни и полезному
времяпрепровождению;
В соответствии с планом внеурочной деятельности ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС НОО для детей с ОВЗ -
организация коррекционно-развивающих занятий по восполнению пробелов в знаниях,
дефектологическая работа (сурдопедагогами, олигофренопедагогами, логопедами), занятия с
педагогом-психологом.
В школе используются следующие возможности основного и
дополнительного образования:
различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную,
творческую и социальную активность детей;
обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов
изучаемого материала;
акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических
событиях, творчестве и т.п.;
ежедневные воспитательные мероприятия во внеурочное время;
использование различных форм внеурочной деятельности и внеклассной
работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя
и своих товарищей, а также за результат своей работы;
участие детей в различных смотрах, конкурсах, соревнованиях, турнирах и
олимпиадах различных уровней, воспитывающих чувство патриотизма по
отношению к своему учебному заведению;
проведение праздников, круглых столов, брейн-рингов и др.;
организация и участие детей в различных акциях.
Воспитательная работа в школе осуществляется непрерывно, с применением
всех доступных образовательных и воспитательных технологий:
технология коллективного творческого дела (КТД);
технология системного подхода воспитания;
технология личностно-ориентированного воспитания;
технология самоуправления;
использование ИКТ;
игровые технологии и др.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока,
способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и
формированию ключевых компетентностей:
воспитательная работа в процессе обучения;
внеурочная деятельность;
внешкольная деятельность.
Сферы совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых
происходит достижение поставленных целей:
уроки и внеаудиторная занятость;
организация предпрофильной подготовки;
внеурочные формы общения, проекты, экскурсии, походы;
внутриклассная воспитательная работа;
общешкольные формы работы;
дополнительное образование;
кружки и секции по интересам;
ученическое самоуправление;
взаимодействие учащихся с социумом;
свободное общение учащихся друг с другом и взрослыми.